Комплексное снабжение предприятий:
      +7(8182)23-10-08
Пиломатериалы, дома из северного леса:
 +7(8182)23-32-10
13.04.2008

Полезная информация по стропам

Стропы - гибкие грузоподъемные приспособления, которые используются для подвески груза к крюкам или другим рабочим органам грузоподъемных машин. Помимо того, что стропы должны быть достаточно гибкими, к ним предъявляется и целый ряд технических требований, среди которых:

максимальная удельная прочность;
минимальная собственная масса;
отсутствие вредных воздействий на груз и его повреждений;
безопасность персонала;
исключение возможности самопроизвольного освобождения груза;
долговечность или достаточный технический ресурс;
современный дизайн и удобные условия работы персонала.

В России канатные стропы изготавливают согласно техническим требованиям РД 10-33-93 "Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации", утвержденным Гостехнадзором России 20.10.93 г. Канатные стропы, как и все съемные грузозахватные приспособления, также должны удовлетворять требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10.382-00. По отношению к стропам этот документ устанавливает только основные требования: в канатных стропах должны использоваться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241. ГОСТ рекомендует применять канаты крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля, хлопчатобумажной пряжи или других материалов, а также канаты по ГОСТ 2688, 3071, 3079, 7668 и 7669, но в принципе не запрещает использование и стропов других типов. Кроме того, ПБ 10.382-00 устанавливают некоторые общие требования к формированию петель, числу проколов каната каждой прядью при заплетке, к зажимам, коушам, крюкам (захватам) и т.п. В основных правилах определения расчетных нагрузок в отдельных ветвях многоветвевых стропов регламентируется, что при расчете на действие номинальной нагрузки для канатов по отношению к разрушающей нагрузке должен быть шестикратный запас прочности. В новых требованиях ПБ учитываются только три ветви в расчете нагрузок для стропов с числом ветвей более трех. Это правило соответствует европейским нормам. Согласно РД 10-33-93 стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортировки грузов, имеющих температуру не выше 100°С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов алюминиевой втулкой, - для транспортировки грузов, имеющих температуру не выше 150°С. Снижают на 25% грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, температура которых 250...400°С, и вообще не допускается перемещение грузов, температура которых выше 400°С. В России стропы изготавливают одно- или многоветвевые (так называемые "пауки") со звеньями (элементами) для навески на крюк крана или присоединения груза, а также кольцевые ("чалки") в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза.

В соответствии с РД существуют следующие типы канатных стропов:

1СК - одноветвевой строп канатный г/п 0,5...20,0 т;
2СК - двухветвевой строп канатный г/п 0,5...20,0 т;
3СК - трехветвевой строп канатный г/п 0,63...20,0 т;
4СК - четырехветвевой строп канатный г/п 0,63...32,0 т;
УСК1 - универсальный строп канатный, исполнение 1 (петлевой) - г/п 0,5...32,0 т,
УСК2 - универсальный строп канатный, исполнение 2 (кольцевой) - г/п 0,5...32,0 т.

Для присоединения ветвей канатных стропов к звеньям или крюкам применяются коуши по ГОСТ Р 50090. Коуш представляет собой фасонное изделие желобчатого сечения и предохраняет канат от чрезмерных напряжений, смятия и истирания. Форма желоба соответствует диаметру каната, для которого предназначен коуш. При изготовлении ветвей стропов концы канатов необходимо заделывать. Существуют два способа заделки - опрессованной алюминиевой втулкой и заплеткой. В первом случае пряди из алюминиевых сплавов (марок АДО, АДО1, АД31 и АМЦ - по ГОСТ 4784-97) прочно сцепляются в соединяемых канатах путем запрессовки прядей во втулку, образуя однородное по сечению тело. Конструкцию и размеры втулок выбирают в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД 10-33-93. Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетаются между прядями нераспущенного каната. Заделка концов каната универсальных стропов выполняется только заплеткой с последующей обмоткой заплетенных участков отожженной стальной проволокой (по РД 10-33). Проволочная обмотка "на конус" обеспечивает плавный переход заплетенного участка от петли до рабочего диаметра каната и позволяет стропу легко скользить в зазорах и отверстиях рым-узлов при освобождении стропа от груза (например, при разгрузке листового проката). Для навески ветвей на грузовой крюк используют звенья в виде неразъемных и разъемных петель. В многоветвевых канатных стропах применяют соединительные звенья типов: О (г/п 0,4...25 т), Ов1 и Ов2 (г/п 0,4...20 т), а также разъемное треугольное Рт1 и треугольное Т с одним или двумя упорами. Грузоподъемность звеньев типа Рт1 (с планкой) - 0,63...20 т (масса 1,0...41,1 кг), звеньев типа Т с одним упором - 0,4...12,5 т (масса 0,106...15,92 кг), звеньев типа Т с двумя упорами - 16,0...32,0 т (масса 22...60 кг). В комплект поставки стропа, помимо самого стропа с маркировочной биркой, должен входить паспорт, в котором указывают:
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
тип изделия;
грузоподъемность;
длину;
порядковый номер по системе номерации изготовителя;
год и месяц выпуска;
дату испытаний, результаты проверок и испытаний;
гарантийные обязательства;
обозначение по РД.

В процессе эксплуатации на кранах стропы обязательно периодически осматривают, но не реже чем раз в 5 или 10 дней. Допускаемый при работе механический и коррозионный износ проволок, дефекты и повреждения стропов указаны в ПБ 10.382-00. Выбраковка канатов осуществляется также в соответствии со ст. 7.3.28 этого документа. Выбраковка петель, колец и крюков производится:

при наличии трещин;

при износе поверхности элементов или вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;

при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.

Не допускаются к эксплуатации стропы:

с дефектами, указанными выше;

при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

с деформированными коушами или при их износе с уменьшением первоначального размера сечения более чем на 15%;

с признаками смещения каната в заплетке или во втулках;

с поврежденными или отсутствующими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Возврат к списку


Рейтинг@Mail.ru